3 расследования детектива от искусства, которые помогут приблизиться к разгадке тайн великих творцов

3 расследования детектива от искусства, которые помогут приблизиться к разгадке тайн великих творцов

13.06.2020 0 Автор admin

Сильвано Винчети — итальянский популяризатор науки, который, в числе прочего, занимается разгадкой исторических тайн, связанных с великими творцами. Благодаря ему мир узнал о том, что же произошло с Караваджо, судьба которого долго оставалась неизвестной, и что случилось с черепом Петрарки.

Таинственная судьба Микеланджело Меризи да Караваджо

История жизни Караваджо, родившегося в Милане в 1571 году, могла бы стать сюжетом для захватывающего приключенческого романа: один из величайших художников Возрождения, основоположник реализма в живописи и неповторимый мастер светотени отличался склонностью к авантюрам и не самому, мягко говоря, благопристойному образу жизни.

Из-за своего вспыльчивого характера Караваджо нередко попадал в неприятные истории. В 1591 году он оказался втянутым в драку, после которой попал в тюрьму, где, кстати, познакомился с находящимся в заключении Джордано Бруно. 15 лет спустя художника обвинили в убийстве, произошедшем в результате еще одной драки на площади, и тогдашний Папа Римский Павел V объявил его вне закона: в то время это означало, что каждый мог убить Караваджо и не только не быть наказанным, но и получить вознаграждение.

Чтобы избежать смерти, художник был вынужден скрываться — сначала у своих покровителей, семейства Колонна, затем в Неаполе, а позже и вовсе переехал на Мальту. На острове он тоже умудрился угодить в тюрьму, однако смог сбежать из казематов и прибыл в сицилийский город Сиракузы. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где в результате покушения был ранен в лицо. В то же время один из кардиналов подал папе прошение о помиловании мятежного творца. Узнав об этом, художник решил переселиться поближе к Риму, для чего и нанял небольшое судно.

Портрет Караваджо. Оттавио Леони. Уголь, около 1621 года

Именно на этом эпизоде и обрывается биография Караваджо, поскольку дальнейшая его судьба долгое время оставалась неизвестной. Сегодня ученые считают, что по пути в столицу художник был задержан в городке Пало и заключен в тюрьму, а после освобождения отправился пешком в деревеньку Порто-Эрколе, где 18 июля 1610 года и умер в местной больнице.

Точное место захоронения Караваджо оставалось неизвестным в течение 400 лет, однако группе ученых во главе с Сильвано Винчети удалось отыскать на кладбище Порто-Эрколе останки художника. Поскольку прямых наследников гений Возрождения не оставил, образец ДНК был взят у предполагаемых потомков других членов семьи. Косвенно принадлежность останков была подтверждена и большой концентрацией свинца в них, который в то время входил в состав художественных красок.

Впрочем, у этой гипотезы есть и свои противники, которые считают, что ДНК предполагаемых членов семьи Меризи недостаточно для идентификации скелета, а высокое содержание свинца может объясняться тем, что во времена Караваджо и в водопроводных трубах, и в кухонной посуде содержалось немалое количество этого опасного для здоровья металла.

Установили и причину смерти человека, чьи останки приписывают Караваджо: ученые считают, что ее вызвал золотистый стафилококк. Он стал причиной сепсиса ран, возникших, как полагают, в результате покушения, и, как следствие, гибели.

Череп Петрарки

Сильвано Винчети был в числе инициаторов эксгумации останков великого поэта эпохи Проторенессанса Петрарки. Несмотря на то что место захоронения творца хорошо известно, и в этой истории не обошлось без детективной составляющей.

Петрарка родился в городке Ареццо, что в итальянской провинции Тоскана. В 9 лет он вместе с родителями переехал в Авиньон, который находится на территории нынешней Франции, где и окончил школу. Позднее Петрарка отправился в Болонью, где обучался по настоянию отца юриспруденции. Учебу, однако, он не закончил — после смерти отца Франческо покинул стены университета и принял духовный сан.

Петрарка считается одним из величайших поэтов в истории, и немалая заслуга в том принадлежит его платонической возлюбленной Лауре, стихи которой он посвящал даже после ее смерти. В общей сложности он написал 366 сонетов и канцон, в каждом из которых воспевал свою музу. Кстати, существовала Лаура на самом деле или нет — вопрос и по сей день открытый, даже несмотря на то что у литературоведов и историков есть как минимум одна весьма подходящая «кандидатура». Более того, в реальности Лауры или, по крайней мере, в том, что женщина знает о чувствах Петрарки к ней, сомневались даже его друзья.

Интересно, что, несмотря на священство, поэт вовсе не был воздержан в плотских радостях: историкам известно по крайней мере о двух его внебрачных дочерях. Одна из них жила в Венеции, где Петрарка и провел часть последних лет своей жизни. За несколько лет до смерти Петрарка переселился в Падую, неподалеку от которой, в деревеньке Аркуа, и скончался в 1374 году, не дожив 1 дня до 70 лет.

В 2003 году, в преддверии 700-летия Франческо Петрарки, ученые решили вскрыть могилу поэта и восстановить его облик по черепу. В месте захоронения были обнаружены и кости скелета, и череп, из которых была извлечена ДНК. Оказалось, что череп принадлежит другому человеку — более того, женщине, которая умерла еще до рождения поэта. Предполагается, что подлинный череп Петрарки был украден в 1630 году, когда могила была разграблена, а потому найти его следы вряд ли когда-то удастся.

Тайны «Джоконды»

Вряд ли в мире найдется еще одна картина, вокруг которой естественно или искусственно появилось такое количество тайн. Кто-то ищет разгадку тайны улыбки, другие пытаются «прочитать» фон, а иные стараются понять причину отсутствия бровей у Джоконды. Повышенный интерес к картине возник в 1911 году, когда она была похищена из Лувра (в ее похищении подозревали, кстати, даже Пабло Пикассо), и не утихает до сих пор.

Исследовав «Мону Лизу» — правда, справедливости ради нужно сказать, что хоть и в хорошем разрешении, но все же цифровую копию, — Сильвано Винчети обнаружил в зрачках изображенной женщины буквы L и S, а под аркой моста — число 72. По мнению исследователя, L означает Леонардо, а S — это отсылка к некоей женщине из династии Сфорца, которая, возможно, и стала моделью для знаменитой картины.

Что же касается числа 72, то, по мнению Винчети, это может быть отсылка к каббале, где 72 — число имен бога. Кроме того, 72 встречается и в Библии: к примеру, 3 суток, или 72 часа, был мертв Иисус. Впрочем, Винчети не настаивает ни на одной из версий и готов рассматривать и другие теории.

Кроме того, Сильвано Винчети предположил, что вдохновением для картины мог послужить и самый известный подмастерье да Винчи Джан Джакомо Капротти да Орено, известный как Салаи. Он в течение 25 лет работал с великим итальянцем и, как некоторые считают, был его спутником. Именно с него Леонардо написал «Иоанна Крестителя», которого и исследовал Винчети, придя к выводу, что черты лица на обоих портретах весьма схожи.

Кроме того, по мнению Винчети, буквы L и S могут означать «Леонардо» и «Салаи», а «Mona Lisa» — быть анаграммой «Mon Salai». Интересно, что именно Салаи художником была завещана «Мона Лиза»

Занимался Сильвано Винчети и поисками останков Лизы Герардини. В 2011 году в ныне заброшенном монастыре урсулинок во Флоренции, где Джоконда провела последние годы жизни, было найдено 12 захоронений, в одном из которых, по мнению исследователя, и должна была покоиться женщина. Однако лишь одни останки могли принадлежать модели да Винчи, но, к сожалению, у них отсутствовал череп, что сделало невозможным реконструкцию лица.

Впрочем, доподлинно узнать, принадлежат ли останки именно Моне Лизе, пока не представляется возможным. Семейный склеп Герардини, в котором покоились ее дети, был вскрыт учеными, однако провести анализ ДНК не удалось, поскольку наводнение 1966 года сделало их непригодными для подобных исследований.